Познание в средней группе. Конспект нод в средней группе интеграция образовательной области познание коммуникация социализация труд


Разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательскому развитию для детей средней группы по теме «Воздух, вода, свет».

Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие,
Цель данной разработки познакомить детей с правилами поведения в лесу. Данная разработка может быть полезна для воспитателей и родителей детей 4 – 5 лет.
Программные задачи:
Формировать знания детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни человека, животных растений.
Дать представление детям о том, как воздухом дышит человек.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения воды и воздуха, включая разные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус.
Расширить знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, не имеет вкуса, принимает форму сосуда в который наливают)

Способствовать умению детей проводить элементарные опыты с водой, воздухом.
Воспитывать желание беречь и охранять окружающую природу.
Демонстрационный материал: пакет с «воздухом»,силуэт человека с органами дыхания человека,по 2 воздушных шариков на ребенка, глобус, прозрачные пластиковые стаканы для опытов с водой, кукольная посуда: блюдце, чашка, кастрюля, соль сахар, лимонная кислота, железная чайная ложка, пипетки для всех детей, флакон валерьянки, пакет лимонной кислоты.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, объяснение, показ опытов воспитателем с участием детей, чтение стихотворения, загадывание загадок о воздухе и воде.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: дети, посмотрите какой замечательный пакет у меня в руках (показываю пакет наполненный воздухом) , как вы думаете, что в пакете?
Предположения детей.
Воспитатель : Хотите узнать, что находится на самом деле в пакете?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: воздух!
Воспитатель : Посмотрите, но в пакете ничего нет!
Воздух можно увидеть?, потрогать?
Дети: Нет!
Воспитатель : как мы его почувствуем?
Предположения детей.
Воспитатель: закройте нос одной ладонью, а рот другой.
Что происходит?
Дети: нам нечем дышать!
Воспитатель : да, ребята, без воздуха нет жизни, давайте разберемся как воздухом мы дышим.
Подойдите к доске (на доске висит силуэт человека с органами дыхания человека.)
Вдохните воздух, куда он попал?
Дети: в нос
Воспитатель: после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
Чтобы вы лучше представили как это происходит, проведем опыт: надуем воздушные шарики, теперь выпустите воздух, вот так работают и наши легкие.
Наши легкие большие трудяги, они всю жизнь трудятся, перекачивают воздух и их надо беречь: одеваться по погоде, чтобы не простыть, и дышать только чистым воздухом!

Воспитатель: Как вы думаете откуда берется чистый воздух?
Предположения детей.
Воспитатель: Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ, а растения наоборот: забирают углекислый газ, а выделяют кислород, их называют « легкими нашей планеты Земли»
Что надо делать, чтобы кислорода было много?
Дети: садить деревья, не ломать ветки, не рвать зря листья и т.д.
Воспитатель: Что нужно растениям для роста?
Дети: вода, солнце, свет.
Воспитатель: Где можно взять воду?
Дети: в кране, в реке, в луже, в море
Воспитатель: А вы знаете сколько воды на нашей планете?
Дети: Много
Воспитатель : Да, очень много, и сейчас я вам это покажу, достаю из за ширмы глобус, это уменьшенная во много раз наша планета,синим цветом обозначены реки, моря, океаны, коричневым и зеленым цветом суша и лесные насаждения, чего больше?
Дети: Воды
Воспитатель : Но не всю воду на земле можно пить, в морях и океанах (показываю на глобусе) вода соленая, сейчас мы это проверим, можно пить морскую воду или нет.
(убираю ширму, на столе морская соль два стакана с водой, коктельные трубочки для всех детей, добавляю морскую соль в один стакан, размешиваю, показываю детям)
Воспитатель: посмотрите, внешне вода в стаканах одинаковая, попробуйте воду в первом стакане, какая вода?
Дети: безвкусная
Воспитатель: попробуйте во втором стакане, какая вода?
Дети: соленая!
Воспитатель: Какую воду можно пить, а какую не стоит?
Дети: в первом стакане
Воспитатель : В первом стакане воду называют пресной и пресной воды на земле очень мало, посмотрите на глобус: пресная вода бывает в реках, озерах, родниках, а они, посмотрите обозначены на глобусе тонкой, синей полоской, а соленая вода в морях и океанах, посмотрите на глобусе очень много соленой воды, не пригодной для использования людьми и животными.
Какой можно сделать вывод?
Дети: воду надо беречь!
Воспитатель : как, вы, дети могут беречь воду?
Дети: закрывать кран, чтобы вода зря не капала, не обливаться водой, не бросать в реку разный мусор, бутылки, бумагу.
Воспитатель: Молодцы, вы обязательно будете беречь воду!
А сейчас поиграем в игру «Родничок»
Цель: Развивать умение ходить парами. Воспитывать дружеские чувства между детьми.
Воспитатель: Ход игры: Женя и Катя возьмитесь за руки и «откройте» вход в родничок, дети находите себе пару, становитесь за воротики и потечет наш родничок, Настя осталась без пары, проходи в ворота и выбирай кого хочешь и становитесь в конец! Теперь Максим находит себе пару!
Правила игры: не толкать впередистоящих детей, до конца держать товарища за руку.
Быстро течет наш родничок, пробивается из земли и уже превращается в реку!
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию!
Вы хотите стать на время учеными?
Дети: хотим
Воспитатель: Мы с вами превратимся в настоящих ученных и будем проводить опыты с водой!
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Я познакомлю вас с некоторыми свойствами воды: Опыт 1 Вода не имеет запах
Возьмите стаканы с водой и понюхайте, чем пахнет
Дети: ничем, водой.
Воспитатель: возьмите пипетку, наберите не много валерьянки и добавьте в воду, чем пахнет?
Дети: валерьянкой
Воспитатель: возьмите другой стакан с водой и добавьте немного лимонной кислоты, чем пахнет?
Дети: лимоном
Воспитатель : какой можно сделать вывод?
Дети: вода пахнет тем, что в нее добавляют
Воспитатель : Опыт 2 Вода не имеет формы.
Возьмите стакан с водой и налейте не много в блюдце, кастрюлю, в стакан, какую форму приняла вода?
Дети: вода стала как блюдце, кастрюля, стакан.
Воспитатель: Какой вывод?
Дети: куда воду наливают ту форму принимает.
Воспитатель: Опыт 3Вода прозрачна.
Положите ложку в стакан с водой, вы видите ее?
Дети: да
Воспитатель: добавьте в стакан кусочки пластилина, вы их видите?
Дети: видим
Воспитатель: какой можно сделать вывод?
Дети: вода прозрачна, сквозь нее все видно
Воспитатель : Мы с вами поработали, а теперь пора и отдохнуть!
Мы поиграем в игру: Ручейки и озера
Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения.
Ход игры. Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать медленно, не толкая друг друга. Все дети в круге должны взяться за руки и поднять их вверх.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась новая игра?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а что еще необходимо для жизни и роста человека и растений?
Дети: Тепло, свет, солнце!
Воспитатель: Правильно! Если человека посадить на долго в темную комнату, он ослепнет, а растения в темноте будет чахнуть и в итоге пропадет. Я предлагаю вам провести опыт
Мы недавно наблюдали за рассадой цветов, на нашем « огороде на окне», посмотрите какие они крепкие, зеленые. Мы основную часть оставим на окне, а та рассада которая в стакане, поставим в темный шкаф, и посмотрим что произойдет. (через неделю продолжить наблюдение)
Дети ставят рассаду в шкаф, прикрепляем записку с датой начала проведения опыта.
Воспитатель : Дети, нам пора снова превращаться в детей из ученных! Что мы сегодня узнали? Какие опыты вам были интересны? Зачем беречь воду?
Дети: Ответы детей.
Вы замечательно сегодня поработали, не забывайте поливать рассаду которую мы поставили в шкаф!

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Ласточка» г. Ртищево Саратовской области»

(МДОУ «Детский сад №9 «Ласточка» г. Ртищево Саратовской области)

Конспект НОД по познанию в средней группе

«Бережем лесные богатства»

МДОУ «Детский сад №9 «Ласточка» г. Ртищево Саратовской области

Воспитатель: Семенова Н.В.

г. Ртищево

2017учебный год

Цель: Дать детям понятие о том, что лес – наше богатство. Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе.

Задачи:

    Обучающие задачи: сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека, о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.

    Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, расширять словарный запас детей.

    Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, пониманию многообразных тайн, скрытых в природе и бережному отношению к ним.

Содержание НОД:

Воспитатель:

Здравствуй утро нежное,

Здравствуй детский сад,

Здравствуй добрый друг,

Здравствуй все вокруг.

Очень рады мы гостям,

Теплоту мы дарим вам.

(Дети здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо. Давайте прочитаем.

«Доброе утро, ребята! Пишет вам фея Леса. Лес стал невесёлым, безжизненным, из него стали улетать птицы, уходить животные. Люди приходят в лес и оставляют мусор, они кричат, разоряют гнезда птиц, рвут редкие растения и ломают деревья. Пожалуйста, помогите мне спасти лес. Приходите скорее, я буду вас с нетерпением ждать!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в лес, и помочь его жителям? А что такое лес?

Ребенок:

Лес - наше богатство и золото наше

Разные звери, лечебные травы

Там много птиц и ягод полно

Воздух свежий и дышать легко.

Воспитатель: Р ебята, кто из вас был в лесу? Что там есть? (деревья, кустарники, птицы, дикие животные) Красиво в лесу? А для чего нужен лес? К лесу надо относиться очень бережно. Если вырубишь весь лес, то могут высохнуть все реки и озера. Лес очищает воздух, приносит пользу и поэтому мы должны беречь лес и охранять его .

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Правильно, а что происходит весной?

Ребенок:

Все оживает, все расцветает

Тепленький ветерок всех обдувает

Ручейки веселые везде журчат

Радостные птицы с юга летят.

Воспитатель: Поэтому мы с вами отправляемся в весенний, сказочный лес. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, задерживает влагу, помогая выращивать человеку хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. А главный дар леса - это древесина. Она используется для строительства жилищ, для изготовления мебели. Лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения.

Эти правила поведения мы закрепим в игре «Можно - нельзя» (с мячом)

1. Ходить в лесу по тропинкам (можно)

2. Собирать в лесу грибы (можно)

3. Вырывать их с корнями (нельзя)

4. Слушать пение птиц (можно)

5. А шуметь в лесу, включать громкую музыку (нельзя)

6. Ломать ветки деревьев (нельзя)

7. А разрушать муравейники? (нельзя)

8. Можно брать детенышей диких животных домой? (нельзя)

Почему?! Потому что дом диких животных - это лес.

9.Разорять гнезда (нельзя)

10.Разжигать костры (нельзя)

Воспитатель : Люди любят ходить в лес гулять, собирать ягоды, грибы, шишки. Но не все понимают важность природы и лесов. Приходит весна, и люди выезжают на природу, разжигают костры, которые приводят к пожарам. Самый страшный враг леса – это пожар.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то машет нам рукой. Да то же Фея Леса.

Фея: (голос) Здравствуйте мои друзья, спасибо, что вы пришли. Я обеспокоена состоянием нашего леса. Лесные богатства потихоньку исчезают, и мы не знаем, как же их спасти. Лес в опасности, помогите ему!

Воспитатель: а что же нам нужно сделать?

Фея: Сейчас пойдёте по этой тропинке и всё сами увидите.

Воспитатель: ребята, а почему надо идти по тропинке? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов). Ой, как грустно, скучно и темно в лесу и слышно пение птиц.

(выходят на полянку)

Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети : мусора.

Воспитатель : Ребята, вам нравится такой лес?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что же делать, как помочь лесу? (надо собрать весь мусор в пакет, а потом выкинуть в мусорный контейнер). Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.

Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. Фея дарит первый лучик. С каждым выполненным заданием в лесу станет светлее.

Воспитатель: В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть.

Лесная физкультминутка

Ветер лесные деревья качает,

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают,

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком, (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Вот и закончилась наша игра.

Воспитатель : Ребята, Фея говорит что есть, ещё одна проблема в лесу - животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо по отношению к ним. Вы знаете, как помочь лесным жителям?

1 ребенок : Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур не забывай.

2 ребенок : Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Д/И «Кто, где живет?» ( Дети раскладывают картинки животных под соответствующим домиком, и объясняет свой выбор )

Фея дарит еще один лучик.

Воспитатель:

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.

Дети: Это мы!

Вот мы и пришли на полянку. Что это за цветочки? Отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (Подснежник).

Что же мы с ними будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем рвать цветы?

Ребенок:

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Воспитатель: правильно, а еще эти цветы очень редкие. Давайте поставим знак, чтобы другие посетители леса не рвали и не топтали цветочки.

Фея дарит еще один лучик. Идут дальше.

Воспитатель: посмотрите, веточки у дерева сломаны, что же нам нужно сделать?

Дети : полечить дерево.

Дети выполняют аппликацию, приклеивают веточки к дереву.

Воспитатель: приклеивает птичек. Включается запись звуков леса.

Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети : птицы песенки запели.

Воспитатель: надо природу беречь!

Песня « Веснянка»

Фея: Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло.

Рефлексия:

Какую пользу приносит лес человеку?

Что значит любить природу?

Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природой

Давайте же всегда ее беречь!!!

Цель: Закрепление представлений детей о профессиях: продавец, повар, доктор, строитель.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей о профессиях: продавец, повар, доктор, строитель, о предметах – орудиях труда, которые помогают людям в работе.
  2. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.
  3. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.

Материал и оборудование:

  • конверт с письмом;
  • следы из бумаги;
  • карточки с изображением предметов, нужных для работы продавца, повара, доктора, строителя;
  • мультимедийная установка со слайдами: «Профессии».

Предварительная работа:

  • рассматривание людей разных профессий в альбоме «Профессии»;
  • беседа по теме «Профессии»;
  • дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто что делает?», «Профессии – ассоциации»;
  • сюжетно – ролевые игры «Больница», «Семья», «Мы строители», «Магазин»;
  • чтение стихотворения С. Михалкова «Что у вас?», «Деям о профессиях».

Город профессий

Ребята, посмотрите, почтальон принес вам письмо! А оно пришло из Города профессий. Хотите узнать, о чем говорится в письме?
— Да.

— Сейчас я открою и прочитаю вам. Слушайте внимательно.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители города профессий. Злая колдунья заколдовала нас и перепутала предметы, которые нужны для работы людям разных профессий. Чтобы расколдовать нас, нужно выполнить непростые задания: разгадать загадки, разложить все предметы. Мы надеемся на вашу помощь. Помочь вам попасть в наш город смогут волшебные следы».
(На полу лежат следы из бумаги.)

— Ребята, как нам быть? Что мы можем сделать?
— Помочь жителям города.

— Как вы думаете, ребята, сможете вы справиться с заданиями колдуньи и расколдовать жителей города профессий?
— Да.

— Тогда отправляемся в путь. Помните, что нам поможет добраться в город?
— Это волшебные следы.

— Давайте их поищем.
(Дети находят на полу следы и по ним отправляются в путь)

— Ребята, посмотрите, вот мы с вами и попали в город профессий, но что – то никого не видно. А помните, что было написано в письме?
— Злая колдунья заколдовала всех жителей.
— Правильно. Нам нужно выполнить задания, чтобы их расколдовать.

Посмотрите, здесь лежит записка.

«Чтобы расколдовать жителей, отгадайте мои загадки»

— Слушайте, ребята первую загадку:

— Если вы придёте в магазин,
то конечно, встретитесь там с ним.
Кто продаст вам хлеб и молоко,
посчитает денежки легко?
Кто продаст вас вкусный леденец? –
Вежливый знакомый … (продавец).

— Как вы думаете, кто это?
— Продавец.

— Если вы угадали, то на экране появится картинка.
(На слайде появляется фото продавца)

— Да правильно, молодцы.

— А что делает продавец?
— Продает

— Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит,
Кто болен — он капли предложит принять
Тому, кто здоров – разрешит погулять.
(доктор)

— Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
(повар)

— Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(строитель)

— Молодцы, ребята, разгадали все загадки, но это еще не все. Помните, о чем еще говорилось в письме?
— Колдунья перепутала все их рабочие инструменты.
— Правильно. Но прежде, чем выполнить задание, давайте с вами немного отдохнем.

Встаньте в круг и повторяйте за мной:

Физминутка «Профессии»

Много профессий на свете у нас!
Руки на поясе – повороты туловища вправо- влево.

О них поговорим сейчас:
Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,
Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,
«Мешаем» поварешкой.

Самолет ведет пилот –
Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.
Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы,
Скрестить указательные пальцы над головой.

И охранник есть у школы.
Руки – согнуты в локтях «силовой жест»

Каменщик кладет кирпич,
Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.

А охотник ловит дичь
Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец.
Загибают пальцы, перечисляя професси

Чтоб профессии иметь,
Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь
Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).
(Дети выполняют движения по тексту)


— Отдохнули? Давайте, подойдем к столу.

— Посмотрите, здесь на столе лежат карточки с изображением разных предметов, нужных для работы. Все они перепутаны. Встаньте парами и помогите разобрать эти карточки.

— первая пара ищет карточки с предметами для врача;
— вторая для продавца;
— третья для строителя;
— четвертая для повара;
(Дети самостоятельно выполняют задание)

— Ребята, как думаете, вы правильно выполнили задание?
— Да.

— Давайте проверим.
(Дети одной пары проверяют карточки другой пары)
— Молодцы, ребята. Выполнили и это задание. Давайте сложим все в коробку.

Под коробкой воспитатель находит еще одну картинку.

— Ребята, посмотрите, а это кто?
— Художник.

— А что делает художник?
— Рисует картины.

— Что нужно ему для работы?
— Кисти, краски.

— Посмотрите, люди разных профессий благодарят вас, они довольны. (На слайде появляются все 4 картинки) Они предлагают вам поиграть. Здесь лежит красивый мяч.

— Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть инструмент, а вы будете отвечать людям, какой профессии он нужен. (Проводится игра «Угадай, кому нужен инструмент»)

— Шприц. (доктор)
— Кастрюля. (повар)
— Руль и т.д.(шофер) и т.д.

— Молодцы, ребята. Понравилось вам в городе профессий?
— А что вам больше всего понравилось делать?
— А скажите мне, для чего вы все это делали?
— А как вы думаете, вы им помогли?

— Я думаю, что они благодарят вас за помощь. Молодцы! А повар испек для вас вкусное печенье.
(Воспитатель отдает детям сухарницу с печеньем.)

— А сейчас нам пора возвращаться назад в детский сад.

Место проведения: групповая комната.

Программное содержание: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей использовать соответствующие правила зрительных образов – экологических знаков. Познакомить с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Развивать мотивационную сферу экологической деятельности.

Словарная работа: водоём, эко – дом, костровище, газон.

Оборудование: доска – мольберт; костюм «экологического светофора» на взрослого, костюм «гнома», магнитофон, фонограмма; полумаски на каждого ребёнка с изображением растительного и животного мира (берёзка, гриб, ромашка, сорока, бабочка, лягушка, и т.д.).

Демонстрационный материал: экологические знаки; в мешке: мяч, зажигалка, рабочие рукавицы, ведро пластмассовое, магнитофон, гвозди, молоток, хлебные крошки; методическое пособие «Обучаем, играя» с комплектом картинок.

Раздаточный материал: по три круга зелёного, красного, жёлтого цвета – сигналы светофора.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: подбор материала, музыкального сопровождения, написание конспекта, изготовление пособия «Обучаем, играя», подготовка персонажа – гнома.

Предварительная работа с детьми: беседы на экологические темы, дидактические игры: «Прими мудрое решение», «Ненужные вещи из ненужного мусора», «Экологическая цепочка»; рассматривание экологических знаков, занятие «Позаботимся о чистоте леса», беседа ко Дню защиты окружающей среды (5 июня), разучивание стихов, рассматривание сюжетных картинок об окружающей природной и городской среде.

Индивидуальная работа: 2 часть – помочь Мише, Жене объяснить значение сигналов экологического светофора; 4 часть – во время работы у мольберта с Никитой, Сашей.

Методические приёмы: игровой, постановка проблемы, чтение стихов, вопросы, поощрения, объяснение, музыкальное сопровождение, работа у мольберта, игровой анализ.

Структура занятия:

1. Знакомство с экологическим светофором – постановка проблемы – 3 минуты.

2. Игра «Какие вещи нужны в лесу?» - 7 минут.

3. Знакомство с эко – знаками, чтение стихов – 5 минут.

4. Д/игра «Посвети нам солнышко» - 5 минут.

5. Анализ, чтение стихотворения «Живой букварь» - 3 минуты.

Ход занятия:

Вбегает гном (взрослый).

Гном : - Тс-с! Тихо! Слышите? Кто – то идёт по лесной тропинке! И не один человек, а целая группа людей, я уже слышу их голоса. Кажется это дети. Скорее! Скорее сообщить лесным жителям, объявить тревогу! Скорее! Скорее! (Убегает и сталкивается с экологическим светофором – воспитателем.)

Светофор: - Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось?

Гном: - сюда…Сюда по тропе…движется группа детей. Они шумят и мусорят. В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костёр и выгорела вся поляна, они растоптали муравейник!

Светофор : - Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться. Я – экологический светофор и мои друзья – экологические знаки поможем ребятам научиться выполнять экологические правила и путешествовать так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям. Ни другим людям, ни самим себе. Так что гном встречай добрых гостей.

(Гном подбегает к детям и приглашает их в лес – группу; дети заходят, на голове полумаски – муравей, бабочка, ромашка, берёзка, грибы и т.д.; гном приглашает детей, читает стихотворение.)

Гном:

Рады мы всегда друзьям,

Приглашаем в гости к нам

Все, кто хочет твёрдо знать

Как природу охранять,

Как в лесу себя вести,

Чтоб вреда не принести

Ни себе самому,

Ни деревьям, ни цветку,

Ни лягушкам, ни лисицам,

Ни кузнечикам, ни птицам

Ведь в любое время года

Ждёт помощников природа!

Светофор:

Кто не знает до сих пор:

Я – зелёный светофор,

Службу я свою несу!

Всем зажгу зелёный свет

Кто даст правильный ответ.

Гном : - Уважаемый светофор! Прежде чем мы предложим ребятам ваши задания, покажите, пожалуйста, как вы работаете?

Светофор: - Каждый мой сигнал означает почти то же самое, что и на проезжей части:

Красный цвет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

– Скажет лес тебе «спасибо!»

Запомнили? Теперь проверим.

Светофор: - Красный свет?

Дети: - Природе вред! Это означает, что красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Светофор: - Жёлтый свет?

Дети : - Осторожно! Это значит, что человек должен соблюдать правила, чтобы не причинять вреда природе и самому себе, быть внимательным.

Светофор: - Зелёный свет?

Дети: - Так красиво! Скажет лес тебе: «Спасибо!». Зелёный зажигается, когда не причиняют вреда природе и делают для леса добрые дела.

Светофор: - Молодцы, ребята! Я приготовил такие же сигналы светофора и для вас, пойдёмте, посмотрим.

(Дети рассаживаются за столы, перед каждым круги жёлтого, красного, зелёного цвета.)

Светофор: - Шёл я по лесу и нашёл много разных вещей. Помогите мне разобраться: с чем можно играть, а с чем нельзя идти в лес (достаёт из мешка поочерёдно предметы). Зажигалка, зачем её принесли?

Дети: - Мы думаем, чтобы развести костёр, испечь картошку, погреться около костра…

Светофор: - Пропустим эту вещь?

Дети: - (поднимают красный кружок) от костра может загореться лес, на том месте. Где горел костёр, очень долго не будет расти деревья и трава. Разжигать костёр можно только в специальных местах.

Светофор: - А вот рабочие рукавицы, для чего они?

Дети : - Может для того, чтобы наломать еловых веток для постройки шалаша или собрать мусор на поляне (поднимают жёлтый кружок).

Светофор: - Правильно, нужно знать правильное назначение рукавиц, ломать еловые ветки или собирать мусор?

Дети : - Рукавицы нужны для того, чтобы собирать мусор.

Светофор: - Пластмассовое ведро? А оно для чего?

Дети: - Чтобы полить кустики, которые посадили недавно, мусор собрать в ведро (поднимают зелёный кружок).

Светофор: - А это мяч.

Дети : - Мяч пригодится для игры в волейбол или футбол (поднимают жёлтый сигнал).

Светофор: - Почему жёлтый?

Дети : - Можно играть с мячом на открытой поляне, чтобы не сломать ветки деревьев.

Светофор: - Вот это да! Магнитофон!

Дети: - Его принесли для того, чтобы музыку послушать (поднимают красный сигнал).

Светофор: - Почему красный?

Дети: - Потому что от громкой музыки могут напугаться звери и птицы, птенец вывалится из гнезда.

Светофор: - Белый раскрошенный хлеб?

Дети: - Это для птиц (поднимают зелёный сигнал).

Светофор: - Ну что же, молодцы, знаете что можно, а что нельзя брать с собой в лес. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Бабочка»:

Спал цветок и вдруг проснулся – плавное движение рук вверх, посмотреть на пальцы

Больше спать не захотел – руки вниз

Шевельнулся, потянулся – присед, встать

Взвился вверх и полетел – руки вверх, махи руками

Солнце утром лишь проснётся – руки вверх

Бабочка кружит и вьётся – кружение.

Светофор: - Молодцы, дети! Вижу, любите вы природу, пытаетесь заботиться о ней. Как вести себя в лесу, в городе, на улице, что можно делать, а чего нельзя вам помогут усвоить экологические знаки (эко – знаки). Помогите разобраться, что они означают?

Ребёнок :

«Поступай в природе так,

Как подскажет эко – знак!

Может, ты уже заметил, чем похожи знаки эти?

Перечёркнут круг – запрет

Причинять природе вред!

Треугольник ярко – красный –

Будь внимателен! Опасно!

Скажет голубой квадрат:

Лес твоим поступкам рад!

Эко – знаков очень много

Никогда их не забудь,

Пусть они тебе помогут

Безопасный выбрать путь.

(Светофор показывает эко – знаки, дети объясняют, что они обозначают.)

Дети: - 1 . «Костровище» - это специальное место, где можно развести костёр, не нанеся вреда природе.

Ребёнок:

Если вы давно в пути

И костёр вам очень нужен,

Надо этот знак найти,

Чтобы приготовить ужин.

Дети: - 2 . «Разжигать костёр запрещено» - здесь нельзя разжигать костёр, может получиться пожар.

Дети: - 3 . «Запрещено топтать грибы и цветы» - цветы, грибы погибнут.

Дети: - 4. «Нельзя рубить деревья» - после срубленного дерева останется только пенёк.

Дети: - 5 . «Нельзя ловить бабочек» - они погибнут.

Дети: - 6 . «Птичья столовая» - место, где можно кормить птиц. Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц».

Ребёнок : Этот знак прочитает любой

Он очень важен морозной зимой.

Мимо, пожалуйста, не проходи:

В этой «столовой» птиц покорми»!

Дети: - 7. «Загрязнённый водоём» - купаться нельзя и нельзя ловить рыбу, можно заболеть.

Дети: - 8. «Зелёная аптека» - можно собирать лекарственные травы.

Дети : - 9. «Сбор грибов запрещён» - в этом месте грязно, грибы собирать нельзя, ими можно отравиться.

Ребёнок : Гриб чертою ярко – красной

Перечёркнут не напрасно.

Знак – запрет, и всем нам ясно,

Собирать грибы опасно!

Светофор: - Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в эко – знаках. Вы умеете вести себя в лесу. А можете ли вы вести себя в городе и дома? Давайте поиграем в игру «Посвети нам солнышко». Вот солнышко, а вокруг него кармашки, в которых тоже находятся эко – знаки. Я буду называть знак, а вы его находить и объяснять его значение. Внимательно наблюдайте за солнышком, если оно улыбается – значит, ответ правильный.

Светофор: - «Свалка мусора запрещена».

Дети : - (показывают знак и объясняют) – будет вокруг грязно.

Светофор: - «Высадка растений».

Дети : - (показывают знак и объясняют) это знак призывает всех «Посади дерево».

Светофор: - «Эко – дом».

Дети : - Этот знак обозначает, что в этом доме чистые подъезды.

Светофор: - «Нельзя топтать газон».

Дети : - Этот знак призывает «Обойди!»

Светофор: - «Не пей сырую воду».

Дети: - В сырой воде много микробов, можно заболеть.

Светофор: - «Береги воду».

Дети : - Не оставляй открытым кран.

Ребёнок :

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Светофор: - «Полей цветы».

Дети : - Не забывай о своих цветах, проверяй в порядке ли они.

Светофор: - «Мой овощи и фрукты».

Дети : - Немытые они могут оказаться причиной беды.

Светофор: - «Выключи свет».

Дети : - Когда все уходят, не следует оставлять выключенным свет в комнатах.

Светофор: - Какие вы все молодцы! Помогли мне разобраться в эко – законах. Теперь я уверен, что вы правильно будете вести себя в природе, в городе и дома.

Светофор:

- «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит по календарю –

По живому букварю:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой,

Обучает жить в труде

И по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Светофор: - С какими знаками вы сегодня познакомились? Какие они? Для чего нужны?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»

г. Коряжма, Архангельская область

Конспект НОД познание

в средней группе

Тема: «Птичий мир»

подготовила

Шевелева Наталья Витальевна

воспитатель

Коряжма, 2017

Задачи: 1) Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни; о мире растений: деревьях (дуб, берёза), кустарниках и их различии.2) стимулировать проявление речевой активности. 3) Поощрять интерес к свойствам и назначению предметов.4) Развивать фонематическое восприятие.

Материал: шапочка с изображением вороны или сороки (на каждого ребёнка; модели птиц – сорока, ворона, снегирь синица; модель дерева. Различный корм для птиц; сало, рябина, семечки. Кормушка для воробьёв; картинки с изображением различных птиц (снегирь синица, воробей, всего 10 штук); картинки с изображением различных деревьев: осина, ива, дуб (5 штук), берёза (5 штук), ель, сосна, картинки с изоброжением орешника. Мягкие модули, мелкие предметы (кубики, резиновые кольца).

Воспитатель: ребята сегодня мы с вами сочиним сказку и сами будем участвовать в ней как главные персонажи. А сказка будет называться «Птичий мир». Жили-были две интересные птички. Отгадайте, кто они:

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Дети: ворона.

Воспитатель: ребята, представьте, что вы вороны. Покажите на себе, где у вороны серая окраска? (дети показывают – проводят руками от шеи по груди, животу и бокам.

Воспитатель: ребятки-воронятки, помашите крыльями, какого они цвета? Дети машут руками, поднимают и опускают плечи и говорят: «Чёрные».

Воспитатель: как кричит ворона?

Дети: кар!

Воспитатель:

А вторая птица,

Как снег бела,

Как сажа черна,

Люблю всем в лесу рассказать,

Рассказать как живу.

Дети: это сорока.

Воспитатель: дети, покажите, где у сороки белые пёрышки? Дети проводят руками от шеи по груди, животу и бокам.

Воспитатель: помашите крылышками, какого они цвета? Дети машут руками, поднимают и опускают плечи.

Воспитатель: давайте покажем, как могут ходить эти птицы.

Дети имитируют движения: ходьба обычная на носочках, с высоким подниманием колен.

Воспитатель: дети давайте разделимся на группы – кто-то будет воронами, а кто-то сороками. Дети надевайте шапочки.

Воспитатель: эти птички приглашали в гости к себе разных птиц

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком,

Вертушке на месте

Никак не сидится

Всё хвалиться

Жёлтым своим сюртуком

И шапочкой модной гордиться.

Дети: это синица.

Воспитатель: найдите, эту птицу на нашем дереве (дети подходят к дереву и ищут синцу, указывают на неё). Покажите, что у неё жёлтого цвета.

Дети гладят себя по животам.

Воспитатель: а где у синички синий цвет (дети поднимают руки над головой, замыкают в замок и выполняют движения руками над головой взад – вперёд, изображая шапочку синички). Погладьте себя по щёчкам, какого они цвета у синички?

Дети: гладят себя по точкам: «Белые!»

Воспитатель: очень любили они, когда к ним в гости прилетал…

К нам зимой он в гости прилетает,

Красной грудкой щеголяет.

Дети: это снегирь.

Воспитатель: дети, найдите снегиря на ветке (дети находят снегиря). Как можно его узнать?

Дети: у него красный животик (гладят себя руками по животу).

Воспитатель: дети, если бы вы были синичками, как бы вели себя на ветке?

Ребята, эту птицу называют лесным акробатом (дети имитируют движения – повороты головы, туловища в стороны; прыжки – ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперёд, другая назад); обе руки вверх и покачивание вперёд – назад; одна рука вверх, другая вниз и покачивание.

Воспитатель: ребята, а если бы вы были снегирями, как бы вы вели себя на дереве (дети имитируют движения: исходное положение в приседе, достают руками до пола и медленно поворачивают головы влево – вправо). Дети, покажите. Что особенного в полёте снегиря (дети показывают волнообразный полёт снегиря). Ребята, как вы думаете, в какое время года прилетает к нам снегирь?

Дети: снегирь прилетает к нам зимой.

Воспитатель: вот у нас сейчас зима. Давайте покормим наших друзей (дети подходят к столу, выбирают корм для синицы и снегиря. Относят угощение к соответствующей птице).

Воспитатель: всех гостей угостили сорока и ворона, а когда гости стали улетать забрались на деревья и долго махали крыльями (дети поднимают руки в стороны, вверх, вперёд (одновременно, поочерёдно).

Воспитатель: дети, а вы знаете на какие деревья они сели? Сорока села на дерево с толстым корявым стволом и ветками. Как называется это дерево?

Дети: это дуб (находят его среди предложенных картинок и ставят картинки вдоль стены).

Воспитатель: а ворона села на берёзу. Найдите это дерево (дети находят берёзу из предложенных картинок и ставят картину вдоль стены). А теперь снимите шапочки и разместите сорок около дуба, а ворон около берёз (дети снимают шапочки и кладут рядом с дубом, а шапочки ворон рядом с берёзой).

Воспитатель: рядом с дубом и берёзой росло вот такое растение (кустарник). Дети, чем отличаются деревья от кустарников?

Дети: у дерева ствол толстый, а у куста ветки.

Воспитатель: давайте изобразим дерево в безветренную погоду (дети изображают – ноги прямо, руки вверх). А если подул ветер – веточки гнуться.

Воспитатель: изобразите кустарник в безветренную погоду (дети стоят прямо, руки в стороны. Дует ветер – кустики качаются вперёд, назад).

Воспитатель: сорока и ворона проводили своих гостей, а сами легли на деревья в свои гнёзда спать. А наша сказка – путешествие закончилась. Вы помните, о каких птицах мы сегодня говорили? Я предлагаю каждому из вас побыть той птичкой, которая ему больше всего понравилась. А по вашим движениям попробую отгадать птичку в которую вы превратились (звучит музыка).

Список использованной литературы

    Рунова М.А, Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движения. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 112 с.

    Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.

    Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.

    Голицина Н.С. конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа. Интегрированный подход. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.