Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми родительское собрание. Родительское собрание для родителей в старшей группе «Детская дружба


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №98»

Конспект родительского собрания

в средней группе

на тему: «Дружба»

Составила: воспитатель

Колос М.Е

Братск 2015г

Цель собрания:

Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

Задачи:

показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;

обратить внимание на проблемы общения детей;

формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.

Форма: дискуссионно - игровая

Участники: воспитатели и родители средней группы « Незабудка»

Предварительная работа: изготовление памяток для родителей; оформление группы: фотовыставка « Наш детский сад», плакаты с высказываниями о дружбе; ТСО; видеоклип « Дружные ребята»; видео-интервью с детьми « Что такое дружба».

План проведения:

1 .Игра на формирование межличностных отношений «Друг»

2 .Упражнение « Пословица»

3 . Видео-интервью «Говорят дети»

4. Игра « Волшебный микрофон»

5. Лекционный материал

6. Физкультминутка «Ладошки»

7. Показ видеоклипа «Дружные ребята».

8 .Игра «Пожелания» , раздача памяток

Ход собрания:

Родители заходят в группу, рассаживаются. (Звучит произведение В. Шаинского. «Когда мои друзья со мной».) В группе оформлена фотовыставка « Наш детский сад». Плакаты с высказываниями о дружбе: «Друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно». «Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу». «Дружба- главное чудо всегда, сто открытий для всех нас таящее, и любая беда - не беда, если рядом друзья настоящие.)

Организационный момент:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. А чтобы нам было легко и удобно общаться, давайте с вами поиграем.

1.Коммуникативная игра Друг»

Встаньте, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

Вы наверно уже догадались, какова цель нашей с вами сегодняшней встречи? Тема родительского собрания: « Учимся дружить», она действительно заслуживает особого внимания. Сегодня мы хотим поговорить о наших с вами детях. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения. Как вы думаете почему? (ответы родителей)

2.Упражнение «Пословицы»

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаем вам соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц).

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни наших детей.

Сейчас предлагаем вам послушать, что думают ваши дети о дружбе

3.Видео-интервью «Говорят дети»

4. Игра « Волшебный микрофон».

А теперь предлагаем вам оказаться на месте ваших детей и ответить на вопрос: « Как вы думаете, зачем нужна дружба в дошкольном возрасте?»

5. «Общение ребёнка 4-5 лет со сверстниками»

Уважаемые родители! Предлагаем вам послушать о том, как в среднем возрасте начинают формироваться предпосылки к дружбе.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Девочки и мальчики отдают предпочтение лидерам в группе. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже у нас в группе появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов, например: Вася Ч. дружит с Ромой Р, Соня П с Яной Е, Паша Н с Денисом Б… Полина С с Лерой С, Даша Я с Лерой К……

А сейчас давайте с вами разомнемся и помогут нам в этом наши ладошки. Нужно встать парами, лицом друг к другу и повторять за нами.

6.Физкультминутка « Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой, правая ладошка

Мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом

По коленкам шлёп-шлёп

По бокам себя похлопай

По плечам теперь пошлёпай

Можешь хлопнуть за спиной

Хлопни и перед собой.

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим

7. Показ видеоклипа « Дружные ребята»

Мы приготовили для вас небольшой видеоклип, в котором мы, как могли, попытались вам показать, как ребята умеют и любят играть дружно в нашем детском саду.

Вот и подошло к концу наше собрание. Мы старались, и надеемся вам понравилось, и мы еще не раз встретимся с вами в такой теплой атмосфере. Хотим вам и вашим деткам пожелать благополучия в семье, взаимопонимания и любви друг к другу .

А напоследок хотим вручить вам памятки «Первые уроки дружбы» но прежде и вы скажите свои пожелания нам.

8.Упражнение «Пожелание»

(Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.)

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Качурина Оксана Леонидовна

МОУ СОШ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Дружба – это не работа»»

Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

Задачи:

    показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;

    способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

    проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания:

Подготовительный этап.

    Анкетирование детей

    Подготовка “Анкеты для родителей”

    Подбор пословиц и афоризмов о дружбе

    Сочинение детей на тему “Мой друг”

    Творческий отчет на тему «Дружба – это не работа!»

Организационный этап.

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

— Давайте вспомним, какие пословицы учат этому.

Старый друг — лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и другие.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. В выборе друзей дети пользуются эгоистическими соображениями. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.

Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другим людьми. Хотя такой характер отношений более распространен среди девочек. Мальчики, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Такие отношения дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений. Зародившаяся в детстве дружба может продолжаться всю жизнь, но так бывает не всегда.

Но не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Образование детских групп происходит разными способами. Как правило, компании образуются в течение короткого времени. Затем начинается процесс разделения ролей.

Положение детей в группе сверстников бывает разным. В каждой детской группе есть дети, которые пользуются популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками связано с его активным участием в школьной жизни, в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми. Тогда как социально неумелых детей группа не замечает.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен (к сожалению, агрессивный ребенок не меняет своего поведения, а становится в общении еще агрессивнее- это единственный способ для него привлечь к себе внимание) или наоборот застенчив (такие дети чувствуют себя более одинокими и больше переживают за свои отношения с другими детьми, чем агрессивные дети)- это вредит популярности.

Наиболее подвержены групповому давлению те дети, которые обладают невысокой самооценкой. Ребята, которые остаются после школы без надзора в большей степени подвержены отрицательному влиянию компаний.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

    «Социометрические звезды» — 8 чел.

    «Ограниченный круг друзей» — 5 чел.

    Активные, подвижные, легко ссорятся и мирятся» — 9 чел.

    «Не замечают» — 2 чел.

    «Трудности в общении с одноклассниками» — 3 чел.

(фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается:

    На взаимопонимании, единстве интересов – 7 человек

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -10 человек

    На верности и доброжелательности – 5 человек

    На доверии и откровенности –3 человека

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности — 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

    то, что каждый думает в первую очередь о себе – 8 человек

    обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

    зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

    отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 3 человек

    нет общих интересов – 5 человек.

Социологический опрос родителей.

Классный руководитель. Ребята в выборе друга ставят на первое место доброту, верность, умение прийти на помощь.

Уважаемые родители, а нравятся ли вам друзья вашего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение на тему “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях ваших детей.(Зачитываю отрывки)

Подведение итогов родительского собрания.

На одном из классных часов ваши дети составили свод законов дружбы.

    Помогай другу в беде.

    Умей разделить радость с другом.

    Не смейся над недостатками друга.

    Тактично делай замечания.

    Не обманывай друзей.

    Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.

    Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

В конце нашего собрания хотелось бы предоставить вам наш музыкальный видео-отчет на тему: «Дружба — это не работа».(Приложение 4.)

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Анализ итогов родительского собрания.

    Классному руководителю проанализировать результаты анкетирования родителей.

    Результаты социометрического исследования использовать для улучшения положения детей с низким статусом.

Приложение 1.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА для детей.

1. Как Вы считаете, кто в Вашем классе (группе) пользуется самым большим авторитетом у товарищей?

1_________________

2_____________________

3 _______________

2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наи­большие симпатии в классе (группе)?

1_______________

2__________________

3 _______________

3. С кем из ребят Вы бы хотели сидеть за одной партой? (напишите фамилии)__________________________

5. Кого из товарищей Вы могли бы охотно пригласить к себе в гос­ти? (напишите фамилии) _______________________

6. С кем из ребят Вы бы стали выполнять домашнее задание? (напишите фамилии) ______________________

7. С кем из ребят Вы бы хотели вместе (напишите фамилии):

а) отдыхать___________________________

б) по-настоящему дружить _________________

в) заниматься общественной работой

г) допишите(что еще)_________ Ваша фамилия_____________ Класс (группа) _____________

Спасибо за точные ответы!

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

    На взаимопонимании, единстве интересов;

    На доверии и откровенности;

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;

    На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

    То, что каждый думает в первую очередь о себе;

    Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

    Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;

    Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

    Ребята плохо знают друг друга;

    Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

    Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…

    Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …

    Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …

    Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…

    Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Приложение 4

Музыкальный клип.

Форма проведения: круглый стол.

План:

1.Консультация воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»

2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)

3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»

4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»

Цели:

Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений

Провести тест на выявление уровня общения ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

" О детской дружбе"

Форма проведения: круглый стол.

План:

1.Консультация воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»

2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)

3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»

4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»

Цели:

Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений

Провести тест на выявление уровня общения ребёнка

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка.

Дружба - это особый вид устойчивых, индивидуальных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью друг к другу. Дружба предусматривает соблюдение не писаного «кодекса», нарушение которого, ведёт к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже вражде. Учите ребёнка видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Но ваши устремления, достигнут цели если:

Вы знаете кто у ребёнка лучший друг;

Знаете друзей своего ребёнка;

Приглашаете друзей ребёнка в дом;

Были ли у ребёнка такие случаи, когда он вступался за своих друзей;

Вечером всей семьёй обсуждайте, как прошёл день.

В каждой из предложенных ситуаций пронаблюдайте за поведением и реакцией ребёнка.

Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для вашего ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен.

Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: в нашей группе все это делают по- разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т.е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи так и к ребёнку, если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.

В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов. (Лиза и Катя, Саша и Миша, Платон и Дима, Варя и Лера К.) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.

Проведя опрос детей, с кем ему хочется дружить, в лидеры вышли в нашей группе – Платон, Лиза, Саша. Почему они хотят с ними дружить: назвали такие качества как доброта, умение делиться, не дерётся, не кричит. Но лидеры конечно же могут и меняться, если провести например опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, т.е. пока в 5 лет отношения не устойчивые, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы.

Таким образом ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе.

3.ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (проводиться с родителями)

1. Игра «Комплименты»

Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные каче¬ства его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каж¬дый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры уча¬стники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

2. Игра « Я люблю..»

Цель: Развивать внимание к другому, умение выражать свои чувства.

Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: « Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т.д.

3. Игра «Компот»

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»: Задает вопросы, взрослые отвечают хором.

Сильные руки бросятся в драку? (Нет)

Добрые руки погладят собаку? (Да)

Умные руки умеют играть? (Да)

Добрые руки будут обижать? (Нет)

Ласковые руки умеют лечить? (Да)

Сильные руки будут вместе мастерить? (Да)

Будем крепко мы дружить? (Да)

5. «Клубочек ласковых имен»

Воспитатель и родители стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Друг за другом передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Клубочек передаю,

И ласково имя его назову- …

Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения. Поэтому приведенные ниже упражнения, с одной стороны, закрепляют позитивный эффект занятия, а с другой – показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению.

Итог собрания:

Чем была полезна, именно для вас данная встреча?

Что нового узнали?

Что запомнилось?

Спасибо за внимание.

4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей

1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения

2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт

3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника

4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь, успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В) Раздражается, когда кто-то расстроен

5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребёнка

В) Вызывает зависть, раздражается

6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д

А) Да

Б) не всегда

В) нет

8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков

Б) начинает плакать, обижается, капризничает

В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав

9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?

А) Заступится за обиженного

Б) не обратит никакого внимания

В) сам начнёт дразниться

10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) достойно ответит

Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым

В) оскорбляет в ответ

11. Как ребёнок реагирует на наказания?

А) соглашается с тем, что заслужил его

Б) Начинает плакать

В) спорит, не соглашается с наказанием

Большинство ответов «А»

У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Спасибо за внимание!

Анкета

«Нужны ли ребёнку друзья»

Фамилия, имя ребёнка________________________________

Дата заполнения____________________________________

1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребёнку дошкольного возраста?

2. Вы знаете, с кем дружит ваш ребёнок в детском саду?

_________________________________________________

3. Есть ли у него друзья вне детского сада?

_________________________________________________

4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребёнка?

_________________________________________________

5. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребёнка?

______________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ»

1.Создавайте возможности подружиться

Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе: спортивная секция, кружок, где ребёнок мог бы общаться и встречаться со своими сверстниками.

2. Научите ребёнка правильному общению

Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека,и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему найти не только верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже и в 2-3 летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он показывает эгоизм.

3. Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток.

Постарайтесь, чтобы ребёнок откровенно рассказывал о том, что у него произошло: с кем дружит, с кем играл, с кем поссорился. Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть у друга было плохое настроение и т.д. , постарайтесь найти пути к примирению.



Мангистауская область. г. Актау.

ГУ « Общеобразовательная школа № 23 с дошкольным мини-центром и лицейскими классами».

Учитель биологии и самопознания высшей категории.

Абдуллаева Шамсият Надировна.

Школа № 23.

Дата- 20.05.2014г.

Класс- 8-Е.

Кол-во уч-ся- 17.

Кол-во род- 15.

Родительское собрание.

Тема: «Поговорим о дружбе наших детей».

Цель: Показать значение друзей в жизни ребёнка.

Задачи:

Способствовать формированию интереса к взаимоотношениям своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

Проанализировать проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период;

Форма проведения собрания: беседа.

Родительское собрание проводиться в конце учебного года, можно проводить это собрание в классе.

Подготовительная работа к собранию:

    Проведение конкурса пословиц, поговорок и рисунков о дружбе. Подготовка выставки сочинений "Мой друг".

(Выставка сочинений "Мой друг". Все работы ребят оформляются в папку под названием "Дружба это я и ты." « Школьные годы чудесные») , (эта и другие подборки,например, фото и видео с участием уч-ся делаются для того, что бы можно было использовать такой материал из архива учителя в выпускном- 11 классе).

2.Информация для родителей о возрастных особенностях в данный период.

3. Анкетирование детей.

4.Решение родительского собрания.

5. Сценарий собрания. Презентация.

6.Фото-слайд, видеофрагменты с участием уч-ся в мероприятиях класса, проведенных за текущий год. (можно провести кофе- брейк)

Анкетирование учащихся №1

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Кого ты считаешь своим лучшим другом?

3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

5. Знакомы ли они с ним?

6. Бывает ли твой друг у тебя дома?

7. Как часто вы с ним видитесь?

8. Как относятся твои родители к вашим встречам?

9. Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

10. Знаком ли ты с ними?

11. Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся №2 Продолжи предложение:

1. Друг - это тот, кто

2. Лучший друг - это тот, кто

3. Я переживаю, когда мой друг

4. Я радуюсь, когда, мой друг

5. Мне приятно, когда мой друг

6. Мне неприятно, когда мой друг

7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг

9. Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг

10. Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг

Сценарий проведения собрания

На доске эпиграф.

"Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб"

Мудрость Востока

1. Орг. Момент.

Пока все рассаживаются, звучит песня "О дружбе" ("Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."). (Автор слов и композитор Олег. Митяев).

Вступительное слово классного руководителя. "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Добрый день Уважаемые родители.

2. Ход собрания.

Тема нашего разговора сегодня - дружба. А что значит слово "дружба"? (родители высказывают свое мнение). Приводят примеры из жизни. Родители рассказывают интересные истории собственной дружбы.

Прошел конкурс пословиц, поговорок и рисунков о дружбе, выставка сочинений "Мой друг". Все эти мероприятия прошли в течении года, они помогли сплотить коллектив. Некоторые пословицы мы решили с ребятами сделать девизом нашего класса. Слайд № 3.

Старый друг, лучше новых двух.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями. и др.

Классный руководитель дал информацию о возрастных особенностях детей в данный период. Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 7 до 9 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения. Слайд № 4.

Прошло анкетирование для уч-ся. Результаты анкетирования обработаны мною. Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе, не озвучивая конкретных уч-ся, а дает общую информацию по классу. Слайд. № 5, 6.

На родительском собрании было принято решение: Слайд № 7.

1.Использовать для преодоления ребёнком проблем в общении со сверстниками упражнения предложенного тренинга;

2. Наблюдать за своим ребёнком во время общения со сверстниками, корректировать его поведение;

Ув. Родители, спасибо за внимание,вот и подошло к концу наше род. собрание. Поздравляю вас с окончанием учебного года. Желаю вам терпения, здоровья,счастья и благополучия вашим семьям.

(Можно провести кофе –брейк под просмотр видео-фрагментов с участием класса в открытых уроках, мероприятиях класса, можно использовать фото-слайд о мероприятиях класса проведенных за текущий год. (в такой обстановке родители могут пообщаться друг с другом о своих детях или могут возникнуть вопросы к классному руководителю индивидуального характера).

107.63kb.

  • , 205.06kb.
  • Трудности адаптации пятиклассников к школе. Штурмуйте , 53.88kb.
  • В. А. Сухомлинский писал: Отец и мать величайшие авторитеты для ребенка. Существует , 94.86kb.
  • Название мастер-класса , 53.18kb.
  • Рассказывает , 157.39kb.
  • Родительское собрание, 3б класс , 99.15kb.
  • Родительское собрание-праздник «За чашкой чая» , 154.5kb.
  • Родительское собрание

    на тему:

    «Детская дружба»

    Провела:

    Воспитатель гр.№7

    Ежова И.Н.

    Ноябрь

    Предварительная работа:

    • Подготовить выставку детских рисунков на тему « Мой самый лучший друг»
    • Подготовить памятку «Если у вас застенчивый ребенок».
    • Запись на видео высказывания детей о дружбе
    • Провести анкетирование родителей на тему «Нужны ли ребенку друзья»

    Ход собрания

    Родители приглашаются в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг».Воспитатель объявляет тему собрания,читает стихотворение о дружбе.

    Накрылись две подружки

    Резиновым плащом.

    Две пары быстрых ножек

    Мелькают под дождем.

    Под мокрым капюшоном

    Видны из далека.

    Четыре синих глаза.

    Четыре василька,

    Две пестрые косынки

    На русых волосах

    Лукавые смешинки

    В прищуренных глазах.

    Уже вода стекает

    За ворот в три ручья.

    Девченкам не хватает

    Короткого плаща.

    А им и горя мало:

    Промокнут – ну и что ж!

    У них такая дружба –

    Водой не разольешь.

    Н.Саконская.

    1. Беседа: «Воспитание дружеских отношений в игре» см. Приложение №1)

    2.Радиостанция «Малышок»

    Воспитатель предлагает родителям прослушать высказывния детей о дружбе.

    Вопросы детям:

    1.Что такое дружба?

    2.У тебя много друзей?

    3.С кем ты дружишь?

    4.Зачем человеку друзья?

    5.Как подружиться с человеком?

    6.Что такое настоящий друг?

    3.Выступление воспитателя «Юмор в общении детей»

    «Юмор – оборотная сторона мышления, а его проявление – радостное удивлеие,которое стимулирует творчество,необычное видение окружающего мира Через добрую улыбку,незлобивый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.»

    В.А. Сухомлинский.

    По тому как смеется человек,можно судить о его характере, достоинствах и недостатках.

    Юмор способствует не только углублению представлений об окружающем мире, развитию интеллекта, критического мышления, наблюдательности, но и формирует такие качества личности, как открытость, раскрепощенность. помогает установить дружеские взаимоотношения.

    Дошкольник с развитым чувством юмора может:

    • Понимает шутки взрослого и сверстников.
    • Замечать комичность чужих и собственных действий,высказываний.
    • Относиться с юмором к своим неудачам.
    • Понимать комическое в художественном слове (потешках, небылицах, сказках)
    • Отражать смешное в изодеятельности
    • Сочинять забавные истории.

    При чтении литературных произведеий следует обратить внимание на средства выразительности, использованные автором, и предложить ребенку придумать продолжение или сочинить свой вариант стихотворения, рассказа или небылицы, а так же нарисовать к тексту иллюстрацию.

    Поменяйте стиль общения с ребенком, уйдите от заорганизованности, серьезности, постоянной ответственности за вас.чаще шутите с детьми, создавайте при общении с ними атмосферу веселья.включитесь в эту радостную игру, и ваши дети станут добрее, умнее,талантливее.

    Чувство юмора –замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из неудобного положения: метко сказанное слово или шута в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку. Люди любого возраста тянуться к веселым. добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.

    4.Тест-шутка для родителей

    «Есть ли у Вас чувство юмора?»

    1. Любите ли вы смеяться?
    2. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
    3. Согласны ли вы с мнением, что брак самая смешная вещь в мире?
    4. Смеётесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
    5. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?
    6. Рассказывают ли ваши родные, друзья анекдоты весёлые истории?
    7. Если вы находитесь в компании, то хотите ли вы выглядеть самым остроумным, быть центром внимания?
    8. Когда вы в плохом настроении, Вас не раздражает смех окружающих.
    9. Из всех жанров вы предпочитаете комедию.
    10. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?

    Если вы утвердительно ответили на 6 и более вопросов, то у вас с чувством юмора все в порядке.

    Если же у вас 5 и менее ответов - у вас проблемы.

    А ведь улыбка, смех - это показатели здоровья, стабильности и успеха в жизни.

    С ним легче преодолевать неприятности.

    « Это было очень смешно….»

    6.Знакомство с содержанием памятки «Если у вас застенчивый ребенок».

    (Приложение№2)

    7. Вопросы по анкетированию

    8. « В родительскую копилку»

    Воспитатель предлагает родителям литературу о дружбе для чтения детяА. Линдгрен.»Малыш и карлсон».

    • А.Милн. «Вини-Пух и Все -Все –Все».
    • П.Ершов. «Конек –Горбунок».
    • Г.-Х.Андерсен. «Снежная королева».
    • А.Волков. «Волшебник изумрудного города».
    • Д.Родари. «Приключение Чипполино».
    • А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключение Буратино».
    • Л.Толстой «Лев и собачка».
    • Русские народные сказки.

    9.Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

    Приложение №1

    Беседа «Воспитание дружеских отношений в игре»

    Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

    Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

    Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

    Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.

    У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

    Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

    Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

    В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.