Советы психолога родителям пятилетних малышей. Советы психолога родителям пятилетних малышей Психология ребенка 4 лет


Елена Владимировна Лакеева
Возрастные психологические особенности детей 4–5 лет

Возраст от четырех до пяти лет называют» периодом относительного

затишья». Ребенок вышел из кризиса трех лет, а значит, что он стал более

самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят

снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее

подверженным перепадам.

У детей резко возрастает интерес ко всему ,что его окружает. В этом возрасте

дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребенка

появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.

Четырехлетки очень любознательны. Они задают много вопросов обо всем

Что видят. Но у их еще недостаточно развито произвольное внимание.

Поэтому их трудно заставить заниматься тем,что им не интересно.

Активно развивается воображение. Ребенок живет в мире мечты, фантазии,сказок.

В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя

недостаточно защищенным от внешнего мира, часто ребенок испытывает

различные страхи.

У детей от 4 до 5 лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно

В этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что –то

неправильно сделал.

На что следует обратить внимание родителей четырехлеток.

Определите ваши семейные законы и правила,которые ребенок обязан

соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь

большое количество ограничений ребенок этого возраста просто не в

состоянии соблюсти.

Запреты порождают в ребенке злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что либо,предложите ребенку альтернативу. Например,некоторые

родители,дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Веревка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на

изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в

рулон и лежит на полу. А ее место занимает чистая часть обоев. Имея такое

место для творчества, дети,как правило,уже не рисуют на стенах.

По возможности,избегайте употребления слов «нельзя» и «нет» . Например,

Вместо того, чтобы сказать ребенку : «Нельзя рвать книги!» ,лучше было бы

сказать примерно так : «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо» .

Будьте примером для ребенка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребенку в компьютерные игры,а

сами в них играют, воспримет ли ребенок такой запрет родителей? Конечно нет. Не рассказывайте в присутсвии ребенка истории которые могут вызвать у него страхи. Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т. д.

если ребенок чего-то боится,то нельзя высмеивать или стыдить его за это.

Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах.

Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми. Чаще подчёркивайте то,что ребёнок сделал что-то сам,что он уже

многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности. Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте

повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.

Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка.

Ведь любое проявление неуважения со стороны взрослых к умозаключениям

ребёнка может отбить у него интерес к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей ,

а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных ,а не

Проявляйте заинтересованное,доброжелательное отношение к вопросам

ребёнка,даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз.

Ведь дети не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы,

начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания, по отношению к старшим. Обсуждайте с ребёнком на его

языке любые события и явления, интересующие его.


У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить . Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип - получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

Психология воспитания детей дошкольного возраста

Для большинства мужчин и женщин ребенок - это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это больш...

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками - делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

34 1

Ребёнок не слушается: что делать

Ваш малыш подрос и уже не смотрит на вас преданными глазами? Он перестал реагировать на ваши просьбы...

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

  • холерики;
  • сангвиники;
  • флегматики;
  • меланхолики.

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово - так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников - чрезмерность похвалы . Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них - то же самое, что устроить физическую экзекуцию . Для этого типа характерны следующие особенности:

Воспитание детей от 0 до 3 лет

Что такое воспитание? Существуют ли универсальные принципы воспитания маленьких детей? Что нужно зна...

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

4 0
  • Меню
  • Витамины
  • Не слушается
  • Подарки
  • В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.

    Причины

    Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

    Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

    Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

    Что делать?

    Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

    Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.

    Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

    Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.

    Наказание

    Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

    Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже - разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

    Главное - ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый "нагоняй" становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева - результат от такого "воспитания" может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.

    Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

    Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

    Запреты

    Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

    Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

    • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
    • запрещается обижать животных – они живые;
    • запрещается кусаться – это плохо.

    Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

    Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

    1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
    2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
    3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
    4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

    Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?

    Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

    И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

    Развивающие занятия

    Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

    • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
    • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
    • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
    • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
    • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
    • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.

    Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

    Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью и привязанностью к свои родным.

    Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях – такова психология ребенка 4 5 лет.

    Советы родителям, у которых растут дети такого возраста, могут очень пригодиться для грамотной коррекции воспитательного процесса

    Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.

    Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:

    • Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
    • Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
    • Наблюдается развитие навыка моторики.
    • Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
    • В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. В весе же – до 2 кг.
    • Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому и речи быть не может о каких бы то ни было силовых упражнениях.
    • Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
    • Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно – рефлекторные связи.
    • Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
    • Возраст 4-5 лет – это по-настоящему «золотая пора» развития сенсорных способностей.
    • Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.
    • Такая вещь, как условное торможение, формируется с трудом. То есть, в случае запрета на какое-нибудь действие, ребенок не сможет уяснить это сразу. Нужно постоянно в этом возрасте закреплять это с ним.

    Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня.

    То есть, просто будить малыша и отправлять спать в одно и то же время каждый день. А потом перейти к другим полезным действиям.

    Психическое развитие ребенка

    Малыш этого возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками всё более совершенствуется.

    Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает:

    • стремятся быть самостоятельными;
    • проявляют чуткость к окружающим, применяют этические навыки;
    • активно демонстрируют свое богатое воображение и творческие способности (такая неограниченная фантазия, может порождать и детские страхи);
    • социально ориентируются на семью и сверстников;
    • усложняют процесс игровой деятельности;
    • любознательны ко всему, что окружает;
    • эмоционально восприимчивы и ранимы;
    • испытывают интерес к гендерной принадлежности.

    Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникающие страхи или тревоги.

    Игры

    В играх развивается детская фантазия. становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые.

    Теперь малыши могут развлекаться без помощи взрослых, самостоятельно.

    Они обычно заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяются с правилами, и жестко следят за их выполнением.

    То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае – правилам игры, потом это пригодится и в жизни).

    Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.

    Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.

    Творческие способности

    Каждому родителю хочется видеть своего малыша в том числе и с высоко развитым эстетическим чувством.

    Человеком с независимым, открытым умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил.

    Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно.

    Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладевать (не сразу, а понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля. Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. Например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т.к. координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.

    С точки зрения психологии, рисунок – это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир.

    Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).

    Развитие речи

    Такой скачок в развитии, который есть у детей этого возраста, был бы мало возможен без постепенного овладения искусством речи.

    И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает.

    В этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается.

    Благодаря этому он воспринимает этот мир более осмысленно, целенаправленно анализируя.

    Общение

    Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны.

    Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя раскованней и свободней со сверстниками. В общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям.

    Показывайте малышу, как инициировать общение

    В общении с взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий. В общении друг с другом они, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.

    Иногда дети стесняются общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации.

    Например, помочь ребенку и ввести его в круг общения других детей словами: “Привет ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе”. В дальнейшем ребенок научиться сам знакомиться и общаться.

    Эмоциональные особенности

    Ребёнок в этом возрасте – маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.

    Воспитание

    К этому возрасту дети чаще всего становятся мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже.

    В это время у малыша развивается познавательная сфера.

    Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.

    В этом возрасте с малышом можно договариваться.

    Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.

    Обучение детей 4-5 лет

    Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга.

    Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.

    И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.

    4-5 лет – очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них – страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.

    Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

    Физиология ребенка четырех лет

    В 4 года физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому. Совет от всех врачей и психологов – гулять как можно больше. На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада появились друзья, и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.

    Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать. В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной.Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинирует и воспитывает характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо. Быть в каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно.

    Психология четырехлетнего ребенка

    Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления
    ного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.

    Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

    Навыки и умения в четыре года

    Сейчас, когда ребенку уже исполнилось четыре года, оценивать его развитие по приобретенным за год навыкам уже не очень уместно. Ребенок умеет все, чему вы его научили.

    Четыре года – самое время приобщать малыша к культурной жизни. Детские концерты, елки, спектакли, мультики – все нравится и все радует. Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.

    Четыре года – отличный возраст для того, чтобы научить ребенка читать, преподать ему основы математики, сформировать навык выражения собственных мыслей. Малыш уже научился произносить практически все звуки (может быть, пока еще не удаются шипящие и «р»), и теперь можно работать непосредственно над грамотностью, связностью и развернутостью речи.

    Этот период в жизни ребенка можно назвать «сто тысяч почему»: он постоянно задает вопросы, и родителям приходится вспоминать забытое и искать информацию в книгах и интернете. Не стесняйтесь сказать ребенку, что вы чего-то не знаете, заодно расскажите, где вы ищете ответы на его вопросы.

    Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета.

    Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка лет

    Если ребенок пока не ходит в спортивную секцию, для развития крупной моторики занимайтесь дома гимнастикой и играйте на улице в подвижные игры – бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» – пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки. Для развития мелкой моторики, по-прежнему, актуальны лепка и рисование: ребенок в 4 года может нарисовать человека с элементами одежды и скопировать ваш рисунок дома с трубой и забором.

    Как играет ребенок в четыре года

    В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.

    Чему учится ребенок в четыре года

    Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

    Как ведет себя ребенок четырех лет

    Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

    Как развивается речь ребенка четырех лет

    Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

    В чем основная задача воспитания ребенка четырех лет

    Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.

    Делитесь со своими друзьями в Facebook!

    Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!